Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Любовь и бунт Ники де Сен-Фалль

1978

Если искать эмблематичную фигуру для всего европейского искусства периода после Второй мировой войны, вряд ли кто подойдет на эту роль лучше Ники де Сен-Фалль (1930-2002), по популярности не уступавшей Пикассо, а по скандальной известности — Брижит Бардо и Энди Уорхолу.



Ники де Сен-Фалль на обложке Vogue

Мари-Аньес де Сен-Фалль родилась в 1930 г. в Нёйи-сюр-Сен близ Парижа в семье банкира, выросла в Нью-Йорке, куда после Великой Депрессии переехала семья. Дети росли в строгой католической среде, против гнёта которой Ники неоднократно восставала. Её мать была темпераментной, исповедовавшей жёсткие методы воспитания. Атмосфера в доме была напряженной; единственное место, где Ники чувствовала себя комфортно, была кухня, где работал чернокожий повар. Спустя годы Ники призналась, что она страдала от сексуальных домогательств со стороны отца, начиная с 11 лет. Много лет спустя она снимет об этом фильм «Daddy» и опубликует книгу «Мой секрет», где расскажет о своей детской травме.



С 16 лет Ники работала фотомоделью, ее фотографии появлялись на обложках модных журналов. Она вышла замуж за своего ровесника, писателя Гарри Мэттьюза, и родила дочь. Они были довольно беспечными родителями: много путешествовали, занимались искусством, часто оставляли ребенка без присмотра. Однако вскоре Ники решила, что ведет тот самый буржуазный образ жизни, против которого она протестовала. Кроме того, однажды она застала мужа с любовницей, и это привело ее в психиатрическую лечебницу. Там, оставшись вдали от жизненной рутины, Ники занялась искусством, и это чрезвычайно благоприятно отразилось на ее душевном состоянии.



Еще одним важным этапом в становлении Сен-Фалль как художницы стала поездка в Испанию. Здесь ее увлекли работы Антонио Гауди. Неизгладимое впечатление на Ники произвёл Парк Гуэль, породивший у неё желание когда-либо создать подобный парковый комплекс, в котором гармонично бы сочетались природа и рукотворные сооружения. 

Позднее она сказала: «Гауди определил мою судьбу и мою мечту. Я представляла себе убежище от забот, прибежище радости. Однажды я тоже построила бы фантастический сад».

Первая выставка работ Ники де Сен-Фалль состоялась в 1956 г. Тогда же она познакомилась с Жаном Тэнгли, швейцарским скульптором, который в то время уже был знаменит благодаря своим кинетическим скульптурам, созданным из различных механизмов и мусора.

«Когда я впервые встретила Жана, я была 25-летней девчонкой с полными карманами рисунков. Я мечтала о строительстве безумного замка, часовни всех религий. Когда рассказала, он не смеялся. Он принял мечту всерьез. Я сказала, что мои мечты больше, чем мои возможности, и он ответил словами, которые изменили мою жизнь: „Ники, мечта — это все. Технология — то, чему мы можем научиться“».
Ники де Сен-Фалль

Вскоре Ники оставила мужа и двоих детей и связала свою жизнь с Тэнгли. Их совместная жизнь была бурной, отмеченной многочисленными скандалами и взаимными изменами, тем не менее отношения продолжались несколько десятков лет. А сотрудничество не прерывалось до смерти Тэнгли в 1991 году, даже после того, как супруги расстались (за два года до его смерти).



Художники работали как самостоятельно, так и над совместными произведениями, такими как, например, Фонтан Стравинского в Париже.



Фонтан Стравинского

Скандально известной Ники сделали «толстушки Нана». Ники долго искала образ, способный воплотить ее протест против стереотипных представлений о роли женщины в обществе, и поначалу это были пугающие призраки, производящие на свет монстров. Но вскоре на свет появились совсем другие скульптуры — яркие, жизнерадостные, танцующие женщины, не отличающиеся худобой.


А самая знаменитая «Нана» появилась в 1966 г. Над ее созданием целых 40 дней трудились 8 человек. За это время был создан каркас из металлической арматуры, его накрыли проволочной сеткой и обклеили тканью. Внутренняя часть сооружения была выкрашена в чёрный цвет, снаружи оно было разрисовано яркими красками. Конструкция имела длину 25 м, ширину 9 м и весила около 6 тонн.



Сооружение представляло собой гигантскую скульптуру лежащей беременной женщины, вход в сооружение находился в её влагалище. На одном из массивных бедер женщины был начертан девиз: «Пусть стыдится подумавший плохо об этом». Внутри гигантской скульптуры находились кинотеатр на 12 мест, молочный бар в районе её груди, пруд с рыбой и «мозг» скульптуры, созданный Тэнгли из движущихся механизмов. Кроме того, в сооружении находились таксофон, диван-кресло, музей поддельных картин, торговый автомат с сэндвичами, художественная инсталляция и детская горка!





В Саду игры в Таро

Ники исполнила и свою мечту о саде — создала фантастический Сад игры в Таро в городке Каравикьо (100 км к северо-западу от Рима), над которым работала свыше 20 лет (был открыт в 1998).



С Жаном Тенгли

Умерла Ники де Сен-Фалль в 2002 г. от лёгочной болезни, вызванной отравлением токсическими веществами, которые она использовала при изготовлении и раскрашивании своих скульптур.

1978
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы