Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Далай-лама ответил Гребенщикову и Вырыпаеву на вопросы о смысле жизни и о том, как снизить накал гнева в России

15319

Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV провел в Риге третьи ежегодные учения для буддистов стран Балтии и России. Он ответил на вопросы российских деятелей культуры, в том числе рок-музыканта Бориса Гребенщикова и драматурга и режиссера, экс-руководителя театра «Практика» Ивана Вырыпаева.


Лидер «Аквариума» спросил, как снизить подогреваемый СМИ накал гнева в России и мире в целом

«Чтобы ответить на ваш вопрос, что делать, конечно, требуется изучать ситуацию в стране. Но в целом современная жизнь такова, что во всем мире слишком много конкуренции, проявлений эгоцентризма. Людям недостает заботы друг о друге. И это связано в том числе с системой образования, которая ориентирована на материальные ценности. А должны быть уроки духовных, нравственных ценностей, доброты», — цитирует ответ Далай-ламы РИА «Новости».

По его словам, «за секунду уклад жизни не изменить: нужен системный план, начиная с детского сада, включая школы и вузы». 

«Уроки нравственных ценностей должны вводиться повсеместно. Причем с опорой не на религии, а на здравый смысл, общечеловеческие ценности и данные научных исследований», — отметил духовный лидер буддистов.

Он уже привлек к научно-методической работе по подготовке таких учебных курсов отдельные университеты в Индии и США и призывает присоединиться к разработкам научные центры России и других стран. Далай-лама обратил внимание на то, что среди слушателей в Риге, задававших ему вопросы, были и российские преподаватели. «Уже подготовлены книги для преподавания светской этики. И мы проведем семинар, на который с удовольствием приглашаем профессуру, например Московского университета. Эта работа проводится в интересах всех стран, всего мира», — подчеркнул Далай-лама.

Он призвал всех приложить усилия к появлению нового предмета. 

«Если нам удастся создать такую систему образования, с уроками нравственных ценностей, то через 20-30 лет ситуация с гневом в мире поменяется к лучшему», — уверен буддийский лидер

Вырыпаев задал вопросы о смысле жизни и о государственном контроле культуры

Отвечая на вопрос Ивана Вырыпаева о смысле жизни, Далай-лама сказал, что смысл жизни в счастье, непременными условиями которого являются сострадание и покой ума.

«Если отбросить различные религиозные концепции смысла жизни и опираться на науку, то вывод таков: мы находимся здесь и сейчас и хотим счастья и радости, никому не хочется неприятностей. Кроме того, мы — коллективные животные, и в нас от природы уже заложены любовь и сострадание», — сказал Далай-лама.

По его словам, «материнская любовь, прикосновение матери к ребенку — ключевой фактор для правильного развития мозга». Чтобы избежать неприятностей, сохранить здоровье и обрести счастье, согласно буддийскому учению, необходим покой ума. «Ни один врач не скажет вам: „Нервничайте и злитесь!“ Он скажет: „Расслабьтесь и успокойтесь!“ Медики знают, что покой полезен для здоровья, а страх и гнев буквально пожирают иммунную систему», — отметил Далай-лама.

Ключевой практикой для обретения покоя ума он назвал сострадание. Оно, по словам духовного лидера, дает человеку и уверенность в себе. «Кроме того, когда другие чувствуют нашу заботу, они начинают нам доверять, а доверие — основа дружбы», — советует буддийский лидер.

Иван Вырыпаев спросил также, нужен ли государственный контроль культуры. «Мне кажется, правительство не должно контролировать развитие культуры», — ответил Далай-лама.

В вопросе экономических теорий буддийский лидер назвал себя социалистом и даже марксистом, особенно в аспекте равного распределения благ. «А вот Ленин, его тоталитарный контроль над мышлением, интеллигенцией, культурой — это извратило изначальный марксизм... Но постепенно это изменится», — считает Далай-лама.

В качестве положительного примера воплощения социалистических идей на практике он привел Швецию: по его словам, это «демократическая страна, но с более социально ориентированной экономической моделью», чем другие.

«Нужно, чтобы правительства всех стран сегодня уделяли больше внимания нравственному аспекту в образовании и равноправию, справедливости в распределении материальных благ. Необходимо сократить разрыв между богатыми и бедными», — призвал духовный лидер.

Далай-лама считает, что мир становится лучше

Во время диалога с деятелями культуры и слушателями его учений духовный лидер буддистов высказал мнение, что люди пресытились войнами, насилием, страданием и мир становится лучше.

«Я считаю, что мир становится лучше. Из-за страданий, мировых войн люди стали более зрелыми, они уже пресыщены насилием. Люди сегодня стремятся к миру, противостоят насилию», — сказал Далай-лама.

По его мнению, во второй половине прошлого века образ мысли в обществе значительно поменялся: «Если в первой половине XX века граждане различных государств с гордостью участвовали в объявлявшихся войнах, поддерживали их, то во второй его половине, например, события во Вьетнаме, конфликт в Ираке вызывали уже массовые протесты, демонстрации американского народа. А в Европе, испытавшей множество страданий от Первой и Второй мировых войн, люди смогли, опираясь на здравый смысл, основать Евросоюз. При прежнем менталитете он не смог бы появиться».

На вопрос о вероятности Третьей мировой войны Далай-лама ответил, что, хотя «отдельные политические лидеры и высказываются в таком ключе», он «лично так не думает». «Ведь если по-настоящему применить ядерное оружие, можно уничтожить не только врага, но и себя», — пояснил он.

Духовный учитель рассказал о пользе альтруизма для решения актуальных проблем современного мира и каждого человека. «Ложь, лицемерие, обман, насилие, воровство, убийство, войны — все это происходит в мире, потому что люди пренебрегают счастьем других существ. Все беды современности берут начало в эгоцентризме. Если мы не обменяем свою радость на страдание других, то не только не достигнем пробуждения, но и в этой жизни будем несчастны», — учит Далай-лама.

Чем больше в сердце человека альтруизма, тем больше у него друзей, тех, кто любит его, и тем больше счастья. Эгоизм же отделяет человека от других, делает его одиноким, считает лидер буддистов. 

«Если научитесь ценить других, пренебрегать собственным комфортом и счастьем, то тогда и обретете счастье. Любовь к другим, сострадание, забота о других — вот то, что ведет к счастью, как краткосрочному, так и долгосрочному», — сказал он.

Причем под состраданием в буддизме понимается желание, чтобы все страдающие живые существа избавились от мучений, а под любовью — чтобы все они обрели счастье.

Чтобы развить альтруизм, Далай-лама посоветовал читать «Путь бодхисаттвы»

Для развития альтруизма Далай-лама рекомендовал читать труд известного буддийского философа VIII века Шантидевы под названием «Путь бодхисаттвы». В нем описываются, в частности, практики терпения и мысленной «замены себя на других».

«Шантидева говорит, что всякая радость и счастье берут начало в желании приносить счастье другим, а любая боль и страдание — в желании счастья лишь для себя. Это учение поможет справиться с завистью, гневом и другими негативными эмоциями. Очень важно ставить других превыше себя», — подчеркнул он. При этом Далай-лама отметил, что к развитию терпения и альтруизма ведут все религиозные традиции.

«И все учение Будды можно свести к следующему: не совершай неблагого, совершай благое, полностью усмири свой ум. Неблагое — все то, что наносит вред другим живым существам. А благое — то, что приносит другим пользу. Все действия должны быть мотивированы стремлением приносить пользу, служить другим существам. Нужно думать о пользе альтруизма и вреде эгоцентризма», — призвал Далай-лама.

На трехдневные учения в большом рижском зале «Сконто» съехались около четырех тысяч человек из десятков стран мира. Помимо Гребенщикова и Вырыпаева, во встрече приняли участие режиссер-документалист, президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский, латвийский режиссер, худрук Нового Рижского театра Алвис Херманис и другие деятели культуры.

Организаторами рижских учений Далай-ламы выступили общество «Сохраним Тибет» (Рига), фонд «Сохраним Тибет» (Москва) и Центр тибетской культуры и информации (Москва).

Из: newsru.com, фото с сайта «Сохраним Тибет»


15319
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы