Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Русский американец Николай Фешин

Загрузка
3901
Стоимость некоторых его картин сегодня на аукционах составляет миллионы долларов. А продажа картины «Маленький ковбой» в 2010 году за 6,9 млн фунтов стерлингов и вовсе сделала его одним из самых дорогих художников России. Тем не менее, мировую известность ему принесли портреты американцев, а на родине его имя — Николай Фешин — знакомо немногим.

Николай Фешин. Автопортрет

Родился Николай Иванович Фешин в Казани, в 1881 году, в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. В 4-летнем возрасте мальчик заболел менингитом и 2 недели провел в коме. Болезнь повлияла на всю его дальнейшую жизнь: он стал замкнутым и сосредоточенным на рисовании, к которому проявлял особые способности с самых ранних лет.

«Беспризорник» — ученическая работа Н. Фешина. 1890-е годы.

Отец Николая был известным мастером, но, несмотря на это, он разорился, и семья впала в нужду. Мать Николая уехала к родителям, и отец отдал 14-летнего сына в художественную школу в Казани. С тех пор мальчик был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь.

Затем — учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств. Класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина. Учебный эскиз первого года обучения у Репина — «Выход из катакомб после моления» — был отмечен советом Академии, художнику была присуждена первая премия.

«Выход из катакомб после моления» (1903)

В эти годы зарождается своеобразная фешинская — широкая, свободная — манера письма, которая впервые в полной мере проявляется в картине «Черемисская свадьба». Лето 1908 года Фешин провёл в марийской деревне Липша, где и собрал материал для этой картины. Ее сюжет — увоз молодой из родительского дома, происходящий на глазах всей деревни. Картина была удостоена премии им. Куинджи, однако многие критики посчитали ее карикатурой на русскую жизнь. «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного», — говорилось в одном из отзывов. Тем не менее, именно с этой картины началась международная известность Фешина: в 1910 году она была выставлена в Институте Карнеги, где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Фешина.

Черемисская свадьба

Академию Фешин окончил с наградой, которая дала ему возможность совершить путешествие по Европе. Однако художник довольно скоро вернулся и обосновался в Казани — ему хотелось работать «в привычных условиях». Он стал преподавателем казанской художественной школы, женился на своей ученице Александре Белькович, в 1914 году у них родилась дочь Ия.

Портрет Вари Адоратской

С этих пор исключительное место в его живописи занимают портреты, и один из ярчайших — портрет Вари Адоратской (1914), который современники сравнивали со знаменитой «Девочкой с персиками». Фешин был уважаемым художником, он принимал участие в столичных выставках и даже получил звание академика живописи.

Дама в лиловом. 1908

Неудивительно, что революция не вызвала у него никаких положительных эмоций. «Люди, вдохновлённые идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменения старого ради незнаемого нового...», — писал он позже в своей биографии. Уже с зимы 1917 года здание Казанской художественной школы было лишено центрального отопления, Фешину и его студентам приходилось работать в пальто, варежках и валенках. Далее в школе случился пожар, однако мастерскую Фешина удалось эвакуировать. Художник видел, как люди умирали от голода и тифа — и сам он в 1919 году потерял и отца, и мать. В этот страшный год он создает картину «Бойня». Но больше к жанровой живописи он не возвращается.

Бойня

С 1921 года в Казани открыла деятельность Американская администрация помощи (АРА), её сотрудники стали заказывать Фешину свои портреты, за которые художник брал стандартную цену — 250 миллионов советских рублей, что равнялось 50 долларам. Через краевого уполномоченного АРА Д. Уоррена Фешин возобновил переписку с У. Стиммелом. Позднее он вспоминал:

«Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды. <...> Работа потеряла всякий здравый смысл, и многие впадали в невыносимую меланхолию. Так, в ответе мистеру Стиммелу, я сообщил о моём желании уехать в Америку и просил его помочь в получении необходимых бумаг на въезд в США».

1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк.

В США Фешин довольно быстро стал успешным. Он стал писать немедленно, придя в особенный восторг от чернокожих людей и попросив нанять для него чёрную модель. Уже в 1924 году прошла его персональная выставка в Чикаго. Однако как следствие потрясений предыдущих лет у Николая Ивановича открылся туберкулез, и он решил переехать на юго-запад страны, в городок Таос, штат Нью-Мексико, где жила целая община художников.

Здесь в творчестве Фешина начался новый подъем. Главными героями его работ стали индейцы и мексиканцы, которые напоминали художнику о языческих обрядах марийской и русской глубинки в Поволжье. Кроме того, Фешины купили близ Таоса участок земли, где построили дом, архитектором которого был сам Николай. По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, поэтому дом был построен из белых кирпичей-адобов. Вся обстановка дома была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле.

Дом Фешина в Таосе

Однако как только строительство дома было окончено, в жизни Фешина произошла большая драма: после 20 лет совместной жизни Александра Николаевна потребовала развода. Как считала их дочь, она хотела стать самостоятельной личностью, устав жить в тени мужа, и мечтала стать писательницей. Поскольку на момент строительства дома Николай Фешин еще не был гражданином США и собственность была записана на жену, дом достался Александре. Переписка между Николаем и бывшей женой продолжалась до 1938 года, он несколько раз пытался вернуться в Таос и восстановить их отношения, но Александра отвечала неизменно холодно.

В 1936 году И. Ильф и Е. Петров во время своей поездки по США случайно встретились в Таосе с супругой Фешина, беседу с которой они описали в книге «Одноэтажная Америка»:

«Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Муж её — художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Он дружил с американцами из „АРА“, которые были на Волге, и они устроили ему приглашение в Америку. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Этому главным образом способствовал успех в делах. Картины продавались, денег появилась куча. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. Построили себе дом, замечательный дом. Строили его три лета, и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом».

После разрыва с Фешиным Александра была вынуждена снимать дешёвое жильё или ютиться в мастерской, питалась один раз в день в таосском ресторане, причём никогда не платила — владелец ресторана раз в год приезжал к ней домой, забирая в уплату те из работ Фешина, которые ему нравились. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу — «Шаги в прошлое» — два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево. Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе. В 1979 году дом был включен в список национальных исторических памятников США.

Дама за маникюром

А Николай Фешин с дочерью поселились в Нью-Йорке, потом переехали в Голливуд. Проблем с деньгами у них не было, картины успешно продавались, а в его творчестве появлялись все новые и новые мотивы: сказывалось то увлечение дочери танцами, то посещение Мексики, то длительное путешествие на Бали и в Японию.

Миссис Крэйг

Тем не менее, конец его дней был печален. Остаток жизни Фешин провёл в одиночестве, переписываясь с дочерью, которая изредка навещала его. Сбережения его закончились, художник жил на нищенские заработки от частных уроков рисования. В начале 1950-х он написал на русском языке свою автобиографию, которая публиковалась только по-английски в выдержках; в основном она посвящена событиям жизни в России. Подводя итоги жизненного пути, Николай Иванович с грустью признавался:

«Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».

Николай Иванович Фешин умер во сне 5 октября 1955 года. При первой же возможности, в 1976 году, дочь Ия перезахоронила его прах на родине, в Казани — такова была его воля.
Загрузка
3901
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы