Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Музы ХХ века: Клео де Мерод

1486

Что более всего прославило Клеопатру Диану де Мерод — титул самой прекрасной женщины Франции, ангельская красота, сводившая с ума европейских монархов, ее женственность и пленительность на сцене, безупречный вкус элегантной мадемуазель, происходившей из австрийского дворянского рода, или кривые толки и сплетни, всю жизнь преследующие танцовщицу?


Клео де Мерод
Джованни Больдини,1901

Художники и скульпторы начала ХХ века боготворили Клеопатру, а фотографы сделали из балерины еще и первую профессиональную модель. Фотографии Клео де Мерод в 1900-е годы можно было встретить в каждом европейском городе.

 

Благодаря расцвету нового искусства ее романтический образ  называют «открыточной Мадонной».

Аристократка-танцовщица

Клеопатра родилась в Париже в 1875 году. Ее отец Карл Фрейхерр фон Мерод(1853−1909), к слову, был известным живописцем-пейзажистом. В семь лет мама отдала девочку в балетную школу при парижской Опере, затем последовали выступления уже на сцене Grand Opera. Злые языки поговаривали, что своей блестящей карьере Клео обязана вовсе не хореографическим данным, а лишь своей дивной красоте. Утверждать ничего не можем, — известно лишь, что карьерой Клео занималась её матушка, волевая женщина.


Портрет Клео де Мерод
Альфредо Мюллер, 1903

В 23 года Клео занялась сольной карьерой. Она выступала на сценах Королевских театров Франции, собирала аншлаги в Фоли-Бержер, гастролировала в Европе и Америке. Пик ее популярности пришелся на 1900−1910-е, но даже после официального ухода со сцены в 1924 году танцовщица иногда выступала по специальным приглашениям антрепренеров в возрасте 50 лет, что для балерины большая редкость. 


На фото Клео де Мерод

На Всемирной выставке в Париже 1900 года Клео покорила публику экзотическими камбоджийскими танцами.


Клео де Мерод исполняет камбоджийский танец на Международной Выставке в Париже 1900 года

Красота Клео притягивала известнейших художников и скульпторов ХХ века. Достоверно известно, что Клео позировала Эдгару Дега, вот только отыскать её стройную фигурку среди её подруг на картинах нелегко. 


Танцовщицы отдыхают
Эдгар Дега, 1885

Сюзерен у ног прекрасной балерины

Красота Клеопатры свела с ума короля Бельгии Леопольда ІІ. Впервые он увидел балерину на сцене в Бордо и не пропускал ни одного ее выступления. 61-летний монарх, старше Клео на 38 лет, как мальчишка, влюбился в красавицу.

Им приписывали бурный роман, хотя сама танцовщица всю жизнь уверяла, что между ними ничего не было, – лишь один роскошный букет роз, преподнесенный ей после выступления. 

Несмотря на все попытки Клео защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно за ней закрепилась. Парижане прозвали монарха-поклонника «Клеопольдом», а в прессе появлялись все новые и новые карикатуры, соревнующиеся в остроте и не всегда пристойности.


Карикатура на Леопольда ІІ и Клео де Мерод

«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе,сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане,открывающими шампанское в „Максиме“, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена», — писала в воспоминаниях Клео де Мерод.


Карикатура на Леопольда ІІ и Клео де Мерод

Русские газеты писали не только о намерениях монарха «жениться по любви», но даже о грядущем отречении Леопольда II от престола. Впрочем, в кулуарах поговаривали, что его частые визиты в Париж, — лишь прикрытие тайных политически переговоров.

Но изо всех слухов наиболее ценным для нас является… метро! Мол,король решил сделать Франции ценный подарок, и именно Клео посоветовала финансировать постройку метрополитена. Действительно,в 1900 году таковой был открыт, причем построенный на деньги бельгийского монарха.

Заложница красоты

В 1896 году газета L’Eclat объявила конкурс красоты, победительницу выбирали читатели. Среди 130 претенденток, обогнав Сару Бернар, первой красавицей парижской сцены была признана Клеопатра.

На Осеннем Салоне этого года имя Клео де Мерод было также у всех на устах. Скульптор Александр Фальгьер представил свою работу «Танцовщица», для которой позировала Клео. Скульптор изобразил балерину обнаженной. Тщетно Клео убеждала, что в этой скульптуре только ее лицо, публика больше не желала верить в непорочность танцовщицы, припоминая ей роман с бельгийским королем.


А.Фальгьер «Танцовщица», 1896, Париж, Музей Орсэ

В открытом письме, опубликованном в Figaro, бельгийский символист Жорж Роденбах вступился за прекрасную Клео. Он упрекал Фальгьера в том, что тот «лишил поэтичности» её образ, представив её обнаженной, и теперь «кажется, что все ею обладают»! Письмо произвело прямо противоположный эффект и вызвало насмешки в прессе.

Сплетни  всю жизнь преследовали эту женщину. В 1952 году, когда вышла книга Симоны де Бовуар «Второй пол», в которой Клео названа «дамой полусвета», чаша терпения Клео переполнилась. Она обратилась в суд, чтобы защитить свое доброе имя, и выиграла дело. В 1955 году балерина опубликовала свои мемуары «Балет — моя жизнь».

Вообще-то де Мерод требовала от Бовуар еще и 5 млн франков, но из-за того, что балерина не препятствовала распространению слухов«в рекламных целях», даже после признания правоты актрисы Клео по решению суда получила всего 1 франк.


Клео де Мерод
Мануэль Бенедито, 1910

Клеопатра стала музой многих европейских скульпторов. Ее удивительная красота вдохновила на создание не одного шедевра.





Мариано Бенлёр «Клео де Мерод», 1910

Скрываясь от шлейфа скандальной славы, балерина оставила Париж и выступала на сценах Гамбурга, Берлина, Будапешта и Нью-Йорка. Приезжала и Санкт-Петербург, причем в русском балете именно француженка Клео де Мерод была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнёром-мужчиной.

Первая фотомодель

Развитие фотографии сделало образ Клео популярным во всем мире. Самые известные фотостудии Парижа — Поля и Феликса Надар, Леопольда-Эмиля Рейтлингера, — экспериментировали с образом Клео. Она появляется на почтовых открытках как модная светская дама, пленительная танцовщица, и даже в молитвенной позе, так идущей ее ангельскому облику. Клео охотно позировала для модных журналов, прославившись как одна из первых профессиональных фотомоделей.

В мемуарах красавица вспоминает о том, что в гастрольных поездках ее узнавали на улице,тут же покупали в киосках открытки с ее изображением и мчались за звездой брать автограф. Назойливое внимание заставляло Клео частенько оставаться в номере гостиницы.

«Невозможный» гардероб от иконы стиля

Кроме всего прочего, Клео была неисправимой модницей. Ее умопомрачительные наряды сегодня можно увидеть во Дворце Гальера — Парижском музее моды.

В 2012 году музей издал трехтомный каталог, рассказывающий о 200-летней истории моды. На обложке одной из книг красуется роскошная блуза Клео де Мерод.

А еще Клео придумала новую прическу. Вы заметили на всех фотографиях, картинах и скульптурах,как уложены ее волосы? Разделенные на прямой пробор, опущенные на уши, они собраны в низкий узел. Так укладывали волосы не только все европейские модницы в начале ХХ в., но и героини произведений Моэма и Фитцджеральда.

Прическу так и называли — «Клео де Мерод». Злые языки даже придумали байку: мол, танцовщица была вынуждена прикрывать уши, ибо у нее… не было половины одного из них!

Клео де Мерод ушла из жизни в 1966 году в возрасте 91 года. На ее могиле в Париже установлена скульптура. Автор работы — маркиз, испанский дипломат, работавший в Посольстве в Париже, скульптор-любитель Луис де Перинат.

Могила Клео де Мерод на кладбище Пер-Лашез в Париже

Луис был единственным известным возлюбленным Клео, которая скрывала свою личную жизнь. 

Они встречалась в 1906—1919 гг. В 1909 году Луис создал портрет своей возлюбленной.

Из: artchive

Смотрите также: Восхитительные женские портреты Джованни Больдини
1486
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы