Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Алисия Алонсо – легенда кубинского балета

2949

17 октября 2019 года в возрасте 98 лет скончалась балерина Алисия Алонсо. Ее имя — одно из великих имен XX века. Родившаяся на Кубе балерина начала слепнуть еще в юности и всю жизнь танцевала, не видя почти ничего, кроме огней рампы на сцене.

Алисия Эрнестина де ла Каридад Мартинес дель Хойо родилась 21 декабря 1921 года. Начала учиться классическому танцу в июне 1931 года в балетной школе Общества музыкального искусства в Гаване. Её первым педагогом был русский эмигрант Николай Яворский. Впервые она вышла на сцену в 1931 году и с того момента влюбилась в балет.



В возрасте 16 лет она вышла замуж за однокашника Фернандо Алонсо, и вместе они переехали в Нью-Йорк, поступив в труппу под названием «Бродячий балет».

Три года спустя Алисия резко начала терять зрение: врачи поставили диагноз — отслоение сетчатки.



«Я ужасно страдала, мне делали разные операции на глазах. Отслоение сетчатки. Это было ужасно. Мне запретили резко наклонять голову и даже крутить головой из стороны в сторону. Два года я была в таком состоянии», — рассказывала Алонсо.

«Мне сказали, что я никогда больше не буду танцевать. Но вот — я стала танцевать снова». В периоды восстановления после операций на глазах преподаватели приходили к ней и объясняли ей па для партии Жизели. Она разучивала на пальцах рук движения ног.



Операций было несколько, и помогли они лишь на время.

Проблемы со зрением вернулись позже: в какой-то момент ей приходилось танцевать, не видя почти ничего на сцене и ориентируясь только на огни рампы.



Несмотря на это, к концу 40-х годов ХХ века Алисия Алонсо станцевала все главные партии мирового балета и в Нью-Йорке, и в Лондоне, ее называли одной из самых техничных балерин мира.

В 1948-м она основала в Гаване собственную балетную труппу. По ее рассказам, каждый раз, когда он приезжала домой на Кубу, ее начинал мучить вопрос: почему нельзя сделать так, чтобы на ее родине балет был доступен каждому?



За семь лет до этого на Кубе произошла революция. Алонсо решила организовать национальный театр балета. Как утверждается в биографии балерины, изданной в 1981 году, Фидель Кастро спросил у нее, сколько денег ей нужно, чтобы сформировать балетную труппу. По ее воспоминаниям, она назвала сумму в 100 тысяч долларов.

«Мы дадим вам 200 тысяч», — ответил Фидель.

Национальная труппа действительно принесла балет в жизнь каждого кубинца: они давали представления прямо на заводах и фабриках и ездили по стране.



Алонсо оставалась руководителем театра, когда ей было уже за семьдесят. Более того, в этом возрасте она продолжала танцевать. Дебютировав в 1931 году, Алисия Алонсо поставила рекорд пребывания на сцене. Последнее ее выступление состоялось 28 ноября 1995 года в итальянском городе Фаэнца.

Популярность Алонсо на Кубе столь велика, что ее именем назвали духи. Известно и кафе-мороженое «Коппелия», названное по одной из знаменитых ролей балерины.



В СССР и постсоветской России Алисия Алонсо бывала более 15 раз: начиная с 1950-х годов она не раз приезжала с гастролями и танцевала на сцене Большого театра в Москве и Мариинского (тогда Кировского) театра в Ленинграде.

Со звездами русского балета семью Алонсо связывали тесные творческие отношения. Деверь Алисии Алонсо (брат ее первого мужа) Альберто, также выдающийся танцовщик, вместе с ними основавший Национальный балет Кубы, поставил для Майи Плисецкой «Кармен-сюиту» в Большом. Впоследствии он осуществил постановку этого балета и в Гаване: главные партии исполняли Алисия Алонсо и Азарий Плисецкий, брат Майи.

В 1980 году на Кубе Алонсо, которой было уже почти 60 лет, танцевала «Жизель» в дуэте с Владимиром Васильевым.

2949
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы