Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

7 фактов о Федоре Шехтеле

Загрузка
963

7 августа 1859 года родился Федор Шехтель — один из крупнейших российских зодчих рубежа XIX–XX столетий, признанный лидер русского модерна — последнего архитектурного стиля дореволюционной Москвы, во многом определившего ее облик. Шехтель создал более 200 архитектурных проектов, более 80 построенных им зданий сохранились. Мы собрали несколько интересных фактов о жизни архитектора.

Франц-Альберт 

Федор Осипович Шехтель (1859-1926) родился в Санкт-Петербурге. При рождении он получил имя Франц Альберт, а Федором Осиповичем стал лишь в 1915 году, приняв православие. Его предками были немцы, переселившиеся в Россию в XVIII веке.



Подопечный Третьякова 

Когда семья юного Шехтеля перебралась в Москву, его мать стала экономкой у известного предпринимателя и мецената Павла Третьякова, который принял на себя заботу о воспитании будущего архитектора. Именно благодаря этому Шехтелю удалось познакомиться с архитектором Александром Каминским (он был женат на сестре Третьяковых) и начать работать в его мастерской. В частности, вместе с Каминским он подготовил конкурсный проект здания Исторического музея. В 1875 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но через три года был отчислен за плохую посещаемость.



Особняк Зинаиды Морозовой

Техник архитектуры 

С 1880-х годов Шехтель начал работать как архитектор. Строил частные дома, загородные усадьбы, позднее и общественные здания, храмы. В 1893 году судьба улыбнулась Шехтелю: его, «бездипломника», пригласил построить дом Савва Морозов. Особняк З.Г. Морозовой архитектор выполнил в стиле «английской готики», при этом отошёл от распространённой в то время фронтально-фасадной композиции городских построек, поставив здание посреди участка с отступом от красной линии улицы и придал одинаковую художественную выразительность не только главному, но и всем остальным фасадам. К работе над этим проектом Шехтель первым из архитекторов привлек к оформлению интерьеров начинающего художника Михаила Врубеля. 

После постройки особняка Морозовой Шехтель становится популярным и востребованным архитектором и получает официальное право самостоятельной работы. Однако даже после этого не имевший законченного архитектурного образования Шехтель не получил права официально называться архитектором. Во время строительства особняка Морозовой он получил диплом техника-строителя. Свои проекты он подписывал словами «техник архитектуры».



Особняк Рябушинского

От готики к модерну 

Хотя именно «готические» особняки принесли Шехтелю известность и вызвали появление большого количества последователей и подражателей, в 1990-м году в его творчестве происходит резкий перелом от готики к модерну. Построенный им в этом стиле особняк купца Рябушинского на Малой Никитской стал символом московского модерна и визитной карточкой самого Шехтеля.



Автор «Чайки» 

В 1902 году Шехтель занимался перестройкой здания МХАТа в Камергерском переулке. Архитектором были выполнены проект фасада с надписью нового названия театра «МХАТ», серия эскизов для обновления его эмблемы, дизайна билетов и афиш и даже униформы служащих. Именно Федор Шехтель создал эскиз занавеса со знаменитой эмблемой Художественного театра — летящей над волнами чайкой.



Актёр Вадим Тонков в роли Вероники Маврикиевны

Дед Вероники Маврикиевны 

Младшая дочь архитектора Вера, в ранней юности участница движения футуристов, возлюбленная Владимира Маяковского, в 1924 году вышла замуж за учёного секретаря Госплана СССР Сергея Васильевича Тонкова. В 1932 году у них родился сын Вадим Тонков, впоследствии заслуженный артист России, ставший известным в образе Вероники Маврикиевны.

«Я строил всем... и остался нищим. Глупо, но я чист» 

После революции Шехтель практически остался без работы и средств к существованию. Назначенной весной 1926 года по ходатайству А. В. Луначарского персональной пенсии в 75 рублей на содержание семьи не хватало. Тяжелобольной и нигде не работающий Фёдор Осипович пытался продать часть имущества, чтобы прокормить жену и дочь. В одном из последних писем он обращался к издателю И. Д. Сытину с просьбой купить свою уникальную коллекцию живописи и скульптуры: 

«Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. <...> Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист».

Загрузка
963
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы