Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

История одного шедевра: «Мир Кристины» Уайета

3292

Одно из самых известных в американской живописи полотен «Мир Кристины» рассказывает трагическую историю Кристины Олсон. С детства страдая неизлечимым заболеванием, к 50 годам, когда была написана картина, женщина была неспособна ходить и работать руками. Однако Эндрю Уайет изобразил молодую женщину, тело которой не выдает недуга. Этот портрет считается одним из самых меланхоличных и загадочных в мировом искусстве.

Сюжет

После смерти отца Эндрю Уайет начал на лето приезжать в Новую Англию — в окрестности города Кушинг в штате Мэн. Здесь на семейной ферме Олсонов он написал одну из самых известных картин из всей американской живописи XX века.



«Мир Кристины» (1948). Источник: pinterest. ru

Кристина Олсон, изображенная на картине, жила по соседству с Эндрю Уайетом. Художник хорошо знал ее, и она нередко соглашалась позировать. С детства Кристина мучилась неврологическим расстройством. Предположительно, это была наследственная моторно-сенсорная нейропатия (болезнь Шарко-Мари-Тута). К 26 годам женщина почти не могла самостоятельно ходить и работать руками. С годами Кристина и вовсе потеряла чувствительность в кистях и стопах. Олсон дожила до 74 лет, скончавшись в 1968 году.

Полотно было написано в 1948-м. На тот момент Кристине Олсон было уже за 50. Однако на картине мы видим молодую женщину — для нее художнику позировала его жена Бетси. Уайат написал портрет не тела Кристины, а ее души, внутреннего мира, заложницей которого была больная женщина. Художник так говорил о своей соседке: «Она была ограничена физически, но не духовно. Задача для меня заключалась в том, чтобы воздать дань ее победе над жизнью, которую большинство людей считают безнадежной».

Мир Кристины, таинственный и волшебный, обрел плоть. Уайет в свойственной ему манере скрупулезно выписывает пейзаж и героиню. Мы не видим лица женщины, но через ее напряженную позу чувствуем, что взгляд, обращенный на дом, полон тревоги. Кажется, что Кристина рвется к дому, хотела бы вскочить и побежать, но что-то удерживает ее.



Портрет Кристины Олсон. Источник: pinterest. ru

Уайет посвятил немало работ Кристине Олсон. Одна из самых важных — «Герани». Художник так описывал замысел: «Мне нравится, каким образом вы можете видеть красные цветы — через дом и окно на другую сторону, к морю. Кстати, чёрный предмет в окне напротив — чёрно-оранжевая рабочая перчатка её брата Альваро, оставленная им там. Кристины почти не видно, виден только отсвет на её полосатой рубашке. Она была почти как пугало, когда не сидела укоренившись в этом кресле — из-за растрёпанных волос и лохмотьев рваной ткани. В ней мне было интересно то, что она всегда появлялась в странное время, в странных местах. Великий английский живописец Джон Констебл говорил, что вы никогда не должны нарочно добавлять жизнь в сцену, но если вы будете тихо сидеть и ждать, жизнь придёт сама — как случайность в правильном месте. Это случается со мной всё время, и много раз случалось как раз с Кристиной. Весь смысл этой картины, которая является довольно абстрактной, в том как вы смотрите сквозь окна и как восхитительные точки цвета на геранях ловят свет с другой стороны дома».


  «Герани» (1960). Источник фото: pinterest. ru

Судьба художника

Эндрю Уайет родился в Пенсильвании в семье известного иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета. Вспоминая детство, художник говорил: «Отец полагал: „Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему“. Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда. Оттуда я все-таки выбрался, но ушел в свой мир». Уже в 20 лет у него состоялась первая персональная выставка в Нью-Йорке, после которой все работы быстро были распроданы.



Эндрю Уайет на пленэре. Источник: pinterest. ru

Основным источником вдохновения была американская провинциальная повседневность. Художник часами наблюдал: за природой, людьми, одиноко стоящими домами, вещами, игрой света. «В моих картинах я не меняю вещи, а жду, когда они изменят меня», — говорил он. Любая вещь приобретала значимость на картине, стоило ей только проявить себя. Уайет: «Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл...».



«Легкий бриз» (1968). Это портрет сестры Уайета. Она была калекой, вынужденной передвигаться на костылях. И она очень любила шляпки. Уайет изобразил сестру в виде колокола. Девушка, увидев полотно, узнала себя и попросила подарить ей картину. Источник фото: pinterest. ru

Художника интересовали люди, их истории, поэтому в качестве моделей он выбирал личностей. Встретив этих людей на улице, вы вряд ли бы заинтересовались, но с помощью историй, об испытаниях, выпавших на долю людей, живописей наделяет силой их портреты.



«Патриот» (1964). Уайет нередко бывал на парадах 28 мая — Memorial Day, день памяти погибших американских военных. Однажды художник познакомился с 71-летним Ральфом Клайном, который воевал в Первой Мировой. Уайет попросил Клайна позировать. Работа заняла пару месяцев, во время которых художник впитывал рассказы ветерана. Источник фото: pinterest. ru

С конца 1940-х Уайет не покидал Восточного побережья США, в основном живя в Пенсивальвании и регулярно наведываясь в штат Мэн. Собственно, он писал только окрестности его родного города Чеддс-Форд и города Кушинг, где художник жил летом.



«Плывущий по течению» (1982). Заснувший в дрейфующей лодке Уолт Андерсон олицетворяет фантазии художника об обрядах викингов. Источник фото: pinterest.ru



«Ногишик» (1972), один из самых любимых портретов Уайета. Представитель индейского племени имел две слабости — алкоголь и женщины. Несколько раз он брал взаймы у Уайета, а однажды приехал специально, чтобы позировать. Ногишик попал в аварию, после которой стал инвалидом. Несмотря на это, он собирал деньги для своего народа. Ногишик погиб в пожаре в собственном доме. Источник фото: pinterest.ru



«Брак» (1993). На картине изображены Джордж и Хелен Сипала. Они позволили художнику нарисовать их спящими. Тогда Уайет начал приходить ранними утрами, подкрадывался к спальне и делал зарисовки. Иногда супруги клали в кровать манекенов, а сами наблюдали за художником из шкафа. Источник фото: pinterest.ru



«Оттенок» (1977). После смерти Кристины Олсон на полотнах художника появляются новые женщины, чаще других — Хельга Тесторф. Ей посвящена серия из двух с половиной сотен набросков и картин. Уайет говорил: «Я никак не мог выбросить из головы образ этого скуластого прусского лица с широко расставленными глазами в обрамлении белокурых волос». Источник фото: pinterest.ru

Эндрю Уайет в последний год жизни отказывался появляться на публике и давать интервью: «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах». Он скончался в 91 год.

Снежана Петрова

Источники:

«Мир Эндрю Уайета»

«Andrew Wyeth, autobiography», 1995

«Artist Paints a Ghostly House» Life

MoMA

Andrewwyeth.com

Artnet.com

Из: Дилетант

3292
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы