Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Первый заработок Ильи Репина

708
Поделиться

Началась эта история с того, что Александр Пороховщиков решил построить гостиницу.

Не тот Александр Пороховщиков, который актёр. И не тот Александр Пороховщиков, который конструктор, создатель первого в России танка, который дед актёра Александра Пороховщикова. А тот Александр Пороховщиков, который предприниматель, который как архитектор и меценат участвовал в создании храма Христа Спасителя, отец Александр Пороховщикова, который создатель танка, который прадед Александра Пороховщикова, который актёр.

И вот этот Александр Пороховщиков решил построить гостиницу. Назвали её «Славянский базар» – в духе модного тогда славянофильства. Гостиница быстро приобрела популярность – здесь останавливались многие известные люди: Римский-Корсаков, Чайковский, Нансен.


Здание гостиницы «Славянский базар», 2014 год

Спустя год при гостинице открылся ресторан в русском стиле, быстро ставший знаменитым. Здесь часто за завтраками встречались московские купцы, за едой заключавшие свои сделки. Шеф-поваром в ресторане был Владимир Иванов, учившийся готовить в Париже. 

Именно здесь 21 июня (3 июля) 1897 года после многочасовых обсуждений Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко решили создать Московский Художественный театр.

Но это всё произошло позже, а пока в будущей знаменитой гостинице только производили отделку. Для проведения публичных лекций и собраний в ней был предусмотрен зал «Русская беседа», в котором предполагалось повесить около сотни портретов различных деятелей славянской культуры. Композиторов придумали поместить всех на одну картину «Собрание славянских, польских и чешских композиторов», а список «собравшихся» был составлен лично Николаем Рубинштейном, основателем Московской Консерватории. 

Для начала обратились к Маковскому, признанному мастеру жанровых сцен, но тот уже успел написать несколько иллюстраций к постам Ерохова, почувствовал себя знаменитым и заломил цену уж в 25 тысяч рублей. Другие приличные художники просили никак не менее 15 тысяч, а у Пороховщикова на картину было всего полторы. Мебель и колонны зала были покрыты затейливой резьбой, всюду плотно предполагались русские узоры, бюджет от этого трещал по швам, в общем, всё как обычно.


И тут Владимир Васильевич Стасов привёл к Пороховщикову только что закончившего Академию художеств 28—летнего Илью Репина. Это был его первый коммерческий заказ, сумма в полторы тысячи рублей казалась ему огромной, так что Репин быстро согласился на эту работу и переезд в Москву.



Надо сказать, что большинство героев картины были уже мертвы или недоступны, так что с натуры писались только Балакирев, Римский—Корсаков, Направник и Рубинштейн, а остальных пришлось пришлось писать с фотографий, дагерротипов и других портретов.

В какой—то момент Репин набрался смелости и попросил у Пороховщикова разрешения добавить Мусоргского и Бородина, на что получил резкую отповедь: 

— Вот еще! Вы всякий мусор будете сметать в эту картину! Мой список имен музыкантов выработан самим Николаем Рубинштейном, и я не смею ни прибавить, ни убавить ни одного имени из списка, данного вам... Одно мне досадно, что он не вписал сюда Чайковского. Ведь мы, вся Москва, обожаем Чайковского. Тут что—то есть... Но что делать? А Бородина я знаю; но ведь это дилетант в музыке: он — профессор химии в Медико—хирургической академии... Нет, уж вы всяким мусором не засоряйте этой картины! Да вам же легче. Скорее! Скорее! Торопитесь с картиной, её ждут...

Во время открытия гостиницы картина произвела фурор, высокие гости надолго останавливались перед ней.



Сияющий Пороховщиков нашёл Репина в толпе:

— Где же вы? Ведь вы и не воображаете, какой успех! Все вас спрашивают, хотят видеть; а иностранцы даже не верят, что картина писана в России. Пойдемте скорее, я вас представлю... 

А вот Иван Сергеевич Тургенев картину не принял:

— Ну, что это, Репин? Какая нелепая идея соединять живых с давно умершими!

Так началась карьера знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Сейчас эта картина висит в фойе Большого зала Московской Консерватории.

Впоследствии Третьяков хотел купить эту картину для своей галереи, но Пороховщиков заломил такую огромную сумму (точно неизвестно, но явно не полторы тысячи, уплаченные Репину), что пришлось отступиться. Говорят, Третьяков так обиделся, что больше завтракать в «Славянский базар» не ходил.

Изображённые композиторы

Список композиторов для Пороховщикова составлял Николай Рубинштейн, руководствовавшийся своими личными музыкальными пристрастиями. Большая часть композиторов, изображённых на картине, к моменту её создания уже скончались.
В центре картины изображены русские композиторы: на первом плане М. И. Глинка (ум. 1857) беседует с М. А. Балакиревым, В. Ф. Одоевским (ум. 1869) и Н. А. Римским-Корсаковым. Позади этой группы сидит на стуле А. С. Даргомыжский (ум. 1869), за которым виден И. Ф. Ласковский, справа А. Ф. Львов (ум. 1870) (в придворном мундире), слушающий А. Н. Верстовского (ум. 1862). У рояля — братья Антон и Николай Рубинштейны, между Антоном Рубинштейном и Львовым стоит А. Н. Серов.

В глубине за ними группу образуют А. П. Гурилёв (ум. 1858), Д. С. Бортнянский (ум. 1825) и П. И. Турчанинов (ум. 1856).

На заднем плане картины изображены польские музыканты — С. Монюшко (крайний справа), Ф. Шопен (ум. 1849), М. Огинский (ум. 1833) и К. Липинский (на фоне двери).

Левый край — чешские композиторы Э. Направник (крайний), Б. Сметана, К. Бендель и В. Горак.

Большинство лиц было написано по портретам, кроме М. A. Балакирева, Н. A. Римского-Корсакова, тогда ещё морского офицера, и Направника.

А Мусоргского Репин всё-таки нарисовал через 10 лет


Илья Репин. Портрет композитора М.П.Мусоргского. 1881

Из: story.dirty.ru, cassyan

708
Поделиться
Понравился материал?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Подписывайтесь на нас в соцсетях –
читайте наши лучшие
материалы каждый день!