Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Игральные карты, нарисованные для Императорской карточной фабрики» известным скульптором и художником М.О. Микешиным

Загрузка
299

Русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в городах Российской империи (в том числе памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, 1862) Михаил Осипович Микешин (1835-1896) в 1890 году создал эскизы игральных карт.

Подробнее о них рассказывается в книге: Григоренко Е.Н. Русские игральные карты: история и стиль. Историко-культурный очерк. — Ставрополь. 2013.


Игральные карты М.О. Микешина, 1890 год

В собрании Русского музея хранится «Проект игральных карт для Императорской карточной фабрики» известного русского скульптора и художника М.О. Микешина.

Проект сделан «в русском вкусе», весьма модном в то время, и включает эскизы половинок 12 фигурных карт, то есть все фигуры обычной карточной колоды, выполненные в виде персонажей русских сказок. Карточные короли, изображаемые на царственном бронзовом фоне, обладают вполне узнаваемыми чертами и Кащея Бессмертного (король пик), и румяного рыжебородого Лешего богатырских размеров (король бубей), и Кудесника-колдуна в пурпурной мантии (червовый король), и Водяного в похожей на чешую кольчуге.

В рисунках карточных дам явно заметно влияние творчества Н.В. Гоголя, произведения которого Микешин не раз иллюстрировал. Так, бубновая дама изображена в виде Киевской ведьмы — румяной «дивчины» в стилизованном малоросском костюме. Она разительно отличается красотой и молодостью от своей «товарки» — пиковой дамы, которая представлена в виде старой клыкастой Бабы-Яги.




Дама треф — бледноликая и печальная Русалка, прообразом которой, возможно, была светская красавица Ю. Маковская, покачана в дремучих зарослях тростника. В весьма пикантном виде. А червонная дама, как ей и положено по статусу, изображена художником как повелительница всякого рода излишеств Сирен Царь-девица с павлиньими перьями, роскошной короной и яблоневой ветвью в руках, она почти по-цыгански черноброва и фатальна.


Несколько выбиваются из общей компании валеты. Как бы считая их недостойными высшей милости воплощать в себе черты «коренных» русских сказочных персонажей Микешин предоставил им просто символизировать собой некие мифические сказочные силы: Лучник (валет пик) — тёмное зло, Баян (трефовый валет) — легендарную богатырскую смелость и славу, завоёванную этой смелостью, Сокольник (червовый валет) — непреодолимую, всегда побеждающую силу добра (силу правых — ведь в русских сказках побеждает всегда только добро), а Винник (бубновый валет) — жизнерадостный кудрявый молодец со связкой ключей на поясе — изворотливый богатырский ум и молодецкую хитрость, не раз позволявшие обвести вокруг пальца целое полчище нечисти.

Проект колоды демонстрировался на Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в 1895 году в Санкт-Петербурге, и получил там весьма лестные отклики. Но в тираж карты так и не пошли по причине «тяжеловесности и отсутствия свободы стиля», как написано в «Истории русского искусства» под редакцией И. Грабаря. Да и наступавшая новая эпоха отдавала предпочтение тонкой стилизации, а не эклектичности и детальным излишествам — уж очень мешали игрокам выражения лиц карточных королей и дам, отвлекая на себя внимание, столь необходимое в игре!


Загрузка
299
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы